
Интересно, а как обстояли дела в Японии? Помнится, в романе Артура Голдена «Мемуары гейши» было очень живописно описано, как молоденьким гейшам приходилось сохранять в целости ритуальную прическу. Поскольку изысканные прически гейш требовали очень много усилий и средств, то никто из девушек не мог позволить себе ходить в парикмахерскую больше одного раза в неделю. Волосы тщательно промывали, причем для этой тщательности использовалось не столько большое количество воды, сколько безжалостный массаж пальцами. Затем на волосы наносилось масло камелии и растопленный воск, позволяющий собрать всю массу волос в большой узел на макушке. Такая болезненная процедура напоминала, по словам главной героини, «чувство глины после того, как над ней поработал острый резец гончара». И такую прическу надо было сохранять, по крайней мере, в течение недели. Спать обычным образом было невозможно для гейши, и она подкладывала во время сна под основание шеи подушечку, плотно набитую соломой, которая была ненамного мягче камня. Голова словно висела в воздухе, прическа оставалась в целости и сохранности, но нельзя было во сне сползать с этой подушечки — растрепанная голова потребует нового визита к парикмахеру за очередной порцией пыток. Сначала каждая молодая гейша гордится своей прической, как доказательством того, что она стала частью «города цветов» (так называли районы, где обитали гейши), но через три-четыре дня она начинала ее ненавидеть. Потому что спать, сохраняя неподвижность, было сомнительным удовольствием. Но деваться было некуда, если хочешь сохранить свою изысканную прическу. Впрочем, у соседей — в Китае — дело обстояло не лучше. Там подушки традиционно изготавливались из дерево, камня или фарфора. Причем украшались такие постельные принадлежности иероглифами, призывающими милость судьбы и благосклонность богов. При всем уважении к тысячелетней истории восточных стран, пожалуй, не будем менять наши привычки спать на комфортной подушке на жесткое изголовье. Разве что использовать мотивы с цветущей сакурой при пошиве подушки — как знак нашего уважительного отношения к тяжелой судьбе простой японской гейши.
авторизуйтесь